К сожалению, страховая компания настроена в случае ДТП или не платить вообще, или заплатить как можно меньше. Посмотрим, какие способы незаконного занижения выплат есть у страховых компаний и как с ними бороться.

Основания занижения выплат

На основании экспертизы

Причина занижения выплат в этом случае кроется в результатах экспертизы, организованной страховой компанией во исполнение п.13 ст.12 закона «Об ОСАГО».

Например, эксперт предположил, что часть повреждений была получена не вовремя страхового случая. Или при расчете ущерба эксперт намеренно завысил износ автомобиля и занизил количество нормо-часов на ремонт.

Если занижение выплат проистекает именно из экспертного заключения, то для защиты своих прав понадобится произвести еще одну экспертизу, уже за свой счет. Она совершается независимым экспертом, являющимся членом специального СРО и прошедшего обучение по технической экспертизе автомобилей.

На основании заведомо неправильного толкования закона

Страховщик может уменьшить сумму выплаты, утверждая, что потерпевший неправильно оформил документы на часть выплаты (например, в части вреда здоровью или повреждения груза) или не вовремя их представил.

В некоторых случаях законодательство снижает максимальную сумму возмещения ущерба до 50 тыс. руб. вместо 400 тыс. руб., однако это правило полагается применять, соблюдая все детали. Оно используется для ситуаций, когда ДТП

  • оформлялось без полиции,
  • произошло вне Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей,
  • не было зафиксировано с помощью камер, навигаторов (ГЛОНАСС или другие спутниковые системы).

Незаконное применение правила о снижении ущерба тоже может быть оспорено потерпевшим.

Способы борьбы с занижением выплат

Страхование — гражданско-правовой договор. Поэтому и методы «борьбы» со страховщиком гражданско-правовые: направление претензии и подача иска в суд. Они регламентированы статьей 16.1 закона «Об ОСАГО».

В случае, если размер выплаты Вас не устраивает, нужно подать претензию в страховую компанию. Причем таким способом, чтобы можно было подтвердить отправку претензии по почте или ее вручение лично. Отправка по почте на адрес, указанный в полисе, предпочтительнее (не факт, что сотрудники страховой фирмы захотят принимать претензию под роспись).

Страховщик обязан рассмотреть претензию и дать на нее ответ за 5 календарных (кроме праздничных) дней.

Если Вы получили отказ или страховщик претензию проигнорировал, можно подавать иск об взыскании со страховщика положенной по закону выплаты в полном объеме. Исковое заявление должно содержать

  • наименования (или полное имя для граждан) истца и ответчика, их адреса, название суда, в который подается иск, цену иска;
  • рассказ об обстоятельствах дела;
  • пояснение, каким образом страховая компаний нарушила права потерпевшего ив чем суть нарушения;
  • требование потерпевшего к страховой компании (в суде можно просить не только увеличения страховой выплаты, но и проценты за просрочку выполнения требования в размере 1 % от стоимости полиса ОСАГО, а также моральный ущерб по закону о защите прав потребителей).

Незаконность занижения страховой выплаты подтверждается документами, которые приобщаются к исковому заявлению. Кроме того, обязательно нужно приложить претензию и доказательства ее направления.

Государственной пошлиной такие иски не облагаются, поскольку являются исками о защите прав потребителя.

Рубрики: Статьи